logo1-color


Стратегия развития ресурсной базы питьевых подземных вод на территории России в XXI веке

Памяти нашего Учителя
Николая Николаевича Биндемана

1. Стратегия развития ресурсной базы питьевых подземных вод Российской Федерации прежде всего должна определяться стратегией обеспечения населения России питьевой водой, качество которой отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям. В этом плане надежно защищенные от загрязнения питьевые подземные воды должны рассматриваться как приоритетный источник хозяйственно-питьевого водоснабжения населения. Они, несомненно, относятся к стратегическим видам полезных ископаемых, так как по существу являются единственным источником питьевого водоснабжения на период чрезвычайных ситуаций, и возможность их использования существенным образом влияет на национальную безопасность России.

Значение подземных вод как наиболее защищенных от загрязнения источников питьевого водоснабжения особенно увеличилось в последние годы в связи с участившимися техногенными катастрофами и террористическими актами.

Наличие для каждого населенного пункта надежно защищенного источника питьевого водоснабжения, который может быть использован в чрезвычайных ситуациях, имеет важнейшее значение. Указанное положение в России нашло законодательное закрепление. Водным Кодексом Российской Федерации предусмотрено создание резервных источников водоснабжения на базе защищенных от загрязнения месторождений подземных вод, для которых должен быть установлен специальный режим охраны и контроля за их состоянием. В ГОСТ Р 226.01-95 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования" устанавливается, что системы хозяйственно-питьевого водоснабжения средних и крупных городов должны базироваться не менее, чем на двух независимых источниках и что для этих целей должны быть привлечены все имеющиеся ресурсы пресных подземных вод. Несомненно, что к таким же объектам должны быть отнесены крупные промышленные и горнорудные предприятия, месторождения углеводородов и других видов стратегического сырья, курортно-оздоровительные комплексы и зоны и т.п.

В связи с этим, учитывая незащищенность от загрязнения поверхностных водоисточников, максимально возможный перевод хозяйственно-питьевого водоснабжения на подземные воды, в т.ч. создание резервных защищенных источников водоснабжения является важнейшей государственной стратегической задачей.

2. Возможность, целесообразность и условия интенсификации использования подземных вод как источника питьевого водоснабжения определяются рядом факторов, из которых важнейшими являются:

а) наличие подземных вод, эксплуатационные запасы которых позволяют полностью или частично удовлетворить потребности населения в воде питьевого качества, и степень изученности этих запасов, определяющая возможность эксплуатации подземных вод или необходимость их дальнейшего изучения;

б) качество подземных вод в естественных условиях и в процессе эксплуатации, определяющее возможность их использования для питьевого водоснабжения населения непосредственно или после применения тех или иных методов (технологий) водоподготовки;

в) естественная защищенность подземных вод от поверхностного антропогенного загрязнения, возможность и условия создания зоны санитарной охраны водозаборных сооружений;

г) геолого-экономическая и технологическая изученность и обоснованность строительства и эксплуатации водозаборных сооружений;

д) допустимая степень воздействия эксплуатации на основные компоненты окружающей природной среды или возможность снижения (компенсации) негативных последствий эксплуатации.

3. Вторая половина XX века в Советском Союзе и в т.ч. на современной территории Российской Федерации ознаменовалась бурным развитием научных, региональных и поисково-разведочных работ в области изучения, картирования ресурсов пресных подземных вод, поисков, разведки, оценки их эксплуатационных запасов и освоения выявленных и разведанных месторождений.

В результате, по совокупности научных и практических результатов, достигнутых в этот период, советская гидрогеологическая наука и практика проведения региональных и поисково-разведочных работ на подземные воды заняли самые передовые позиции в этой области в мире.

Причем в ряде направлений, таких как региональная оценка ресурсов, региональное прогнозирование их величины, выявление и раскрытие условий формирования эксплуатационных запасов подземных вод, зарубежные аналоги такого уровня по существу отсутствуют.

В этот период в Советском Союзе сформировалась своеобразная оригинальная школа в области ресурсов подземных вод, воспитавшая многочисленную плеяду выдающихся гидрогеологов - ученых и практиков.

Особое место в их ряду занимают крупные специалисты и целые коллективы гидрогеологов-ученых и гидрогеологов-разведчиков, работавших в организациях системы Министерства Геологии СССР.

Научная и практическая значимость выполненных исследований была отмечена Государственной премией СССР 1981 г. в области техники за работу "Разработка теоретических основ и методики разведки пресных подземных вод и их внедрение, обеспечившее решение проблемы водоснабжения городов и промышленных центров СССР". В дальнейшем также высоко были отмечены еще ряд работ в области теоретической гидрогеологии и практической разведки крупнейших и наиболее значимых месторождений подземных вод.

Поскольку Россия во всех проводимых в Советском Союзе исследованиях занимала позиции, соответствующие ее огромной территории, то все вышесказанное, безусловно, относится к России и специалистам-гидрогеологам, работавшим на ее просторах.

Мы не ставим перед собой задачу перечислить в этой статье даже наиболее выдающихся специалистов-гидрогеологов в области изучения ресурсов подземных вод и проведения поисково-разведочных работ, полученные ими основные научные и практические результаты, считая, что это тема другой самостоятельной работы.

В данной статье нам хотелось, констатируя безусловные достижения в области изучения и использования ресурсов подземных вод России, обозначить новые стратегические задачи, стоящие в этой области на ближайшие полвека, т.к. именно такой срок представляется нам оптимальным для формирования и реализации долгосрочных стратегических программ в области недропользования, в т.ч. изучения, использования и охраны подземных вод.

4. Таким образом, усилиями советских (российских) гидрогеологов к началу XXI века сложился достаточно высокий уровень изученности и использования ресурсов питьевых подземных вод на территории России.

Итоги этого изучения были подведены в работе, выполненной в 90-х годах XX века гидрогеологическими организациями по территориям субъектов Российской Федерации, под научно-методическим руководством ГИДЭК "Оценка обеспеченности населения Российской Федерации ресурсами подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения".

В этой работе были систематизированы материалы по разведанности и использованию подземных вод по соответствующим территориям субъектов Федерации, выполнена оценка прогнозных ресурсов подземных вод и дана оценка обеспеченности ими населения Российской Федерации. Были также составлены соответствующие компьютерные базы данных и карты в основном в масштабе 1:500 000.

Итоги работ, выполненных по территориям субъектов Федерации, были обобщены ГИДЭК по гидрогеологическим районам II порядка и территории России в целом путем построения карты модулей прогнозных ресурсов подземных вод масштаба 1:2500 000 и оценки прогнозных ресурсов отдельных гидрогеологических районов[1].

Проведенная работа показала, что Россия обладает колоссальными прогнозными ресурсами пресных подземных вод, более чем на порядок превышающими их существующий отбор и перспективную потребность в воде для целей хозяйственно-питьевого водоснабжения. Вместе с тем, в связи с весьма неравномерным распределением прогнозных ресурсов по территории Российской Федерации и ее отдельных субъектов и недостаточной изученностью ресурсов в ряде регионов, в отдельных районах страны удовлетворение потребностей как крупных водопотребителей, так и рассредоточенных потребителей с относительно небольшими потребностями, представляет собой весьма сложную задачу.

Так как оценка прогнозных ресурсов была выполнена в достаточно мелком масштабе (1:500 000-1:1 500 000) для гидрогеологических районов 1 и 2 порядков, ее результаты не всегда позволяют выделить перспективные площади для проведения поисковых работ с целью выявления участков локализации месторождений подземных вод. В связи с этим в ряде перечисленных районов, особенно районов, где предусматривается развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработка и освоение недр, актуальной задачей является выполнение оценки прогнозных ресурсов питьевых подземных вод в более крупных масштабах.

В России разведано более 4000 месторождений и участков месторождений питьевых подземных вод, эксплуатационные запасы которых превышают 85 млн.м3/сут, при этом большое количество месторождений было разведано в 60-80 годы прошлого века. Однако в той или иной степени освоено к настоящему времени менее 50% месторождений, отбор подземных вод в пределах которых составляет порядка 15 млн.м3/сут или около 30% от запасов, подготовленных для промышленного освоения.

С другой стороны необходимо отметить, что несмотря на большое число разведанных и неосвоенных месторождений в России имеется большое число городов (в т.ч. наиболее крупных) и населенных пунктов, которые вообще не имеют разведанных или даже выявленных источников питьевого водоснабжения, а разведанные для ряда городов практически незащищенные от загрязнения подземные воды не могут рассматриваться как стратегический резерв.

5. Выполненная работа, подытожив значительные успехи в области изучения и использования ресурсов подземных вод, высветила целый ряд крупных недостатков (связанных с влиянием как геологических, так и негеологических факторов). Наиболее тревожный и значимый из них - это существенный разрыв между большим количеством выявленных и разведанных месторождений подземных вод и относительно низким процентом их использования.

Тем более, что в новых экономических условиях, которые начали складываться в России с начала 90-х годов после распада Советского Союза, оказалась необходимой проработка новой стратегии недропользования в области изучения и использования ресурсов питьевых подземных вод[2].

Общая неудовлетворенность существующим положением в этой области нашла свое отражение в "Основах государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 494-р.

Основные положения этого документа, которые в полной мере следует отнести к развитию ресурсной базы питьевых подземных вод, включают в себя:

а) необходимость разработки долгосрочной государственной стратегии в области изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и технического перевооружения предприятий по добыче и первичной переработке полезных ископаемых, которая в настоящее время отсутствует;

б) необходимость регулирования развития и использования минерально-сырьевого комплекса страны в соответствии с долгосрочной государственной стратегией, среднесрочными программами геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, разрабатываемыми на основе долгосрочного (на перспективу до 25-50 лет) прогнозирования уровней потребления основных видов минерального сырья;

в) необходимость развития системы государственного мониторинга геологической среды;

г) необходимость разработки мер по созданию стратегических государственных запасов минерального сырья, в том числе запасов пресных подземных вод;

д) необходимость своевременного и регулярного финансирования из средств федерального бюджета геологических исследований, проводящихся в интересах обороны и безопасности страны, в целях прогнозирования, выявления и оценки минерально-сырьевых ресурсов в малоизученных районах, обеспечения потребностей отраслей промышленности в геологической информации о недрах, а также прогнозирования геологических процессов, опасных для жизни и здоровья населения;

г) необходимость контроля и оценки состояния минерально-сырьевой базы.

6. Конечной целью развития ресурсной базы питьевых подземных вод является создание ресурсного потенциала для максимально возможного обеспечения потребностей населения и объектов экономики питьевыми подземными водами с целью полного или частичного перевода хозяйственно-питьевого водоснабжения на надежно защищенные от загрязнения подземные водоисточники; создание стратегических резервов ресурсов и запасов подземных вод; обеспечение их охраны от загрязнения и истощения.

Стратегия развития ресурсов питьевых подземных вод должна обеспечить решение этих задач путем обоснованного выбора основных принципов и направлений гидрогеологических исследований, планирования их проведения, определения их целей, состава и содержания, необходимых для достижения в конкретных геолого-экономических и социально-политических условиях сформулированной выше конечной цели.

Безусловно, прежде чем сформулировать новую стратегию в области развития ресурсов питьевых подземных вод, необходимо, наряду с перечисленными выше несомненными достижениями в этой области, попытаться выделить и сформулировать основные недостатки, требующие формирования и реализации новой стратегии первой половины XXI века.

Несомненно, при этом необходимо учитывать основные особенности новой экономической и социально-политической системы страны, которая будет определять развитие основ и принципов недропользования и водопользования в этот период.

К основным значимым для решения поставленных в данной статье задач следует отнести:

  • рыночный характер экономики, определяющий в ряде случаев примат экономических факторов над социально-политическими;
  • частная собственность на землю, затрудняющая отвод и резервирование земель для строительства водозаборных сооружений;
  • платность водопользования в рыночных условиях, часто многократно усиливающая роль экономических факторов по сравнению с геолого-технологическими;
  • общее законодательное и правовое поле, в котором будет осуществляться недропользование и водопользование, в т.ч. в области изучения и использования подземных вод.

Основные недостатки стратегии развития ресурсов в XX веке могут быть разделены на 2 группы:

I – "негеологические факторы", связанные с социально-политическим и экономическим устройством страны;

II – геолого-экономические факторы (в т.ч. технологические и природоохранные), связанные с ошибками и недостатками в выборе приоритетных направлений недропользования в области питьевых вод (включая как проведение поисково-разведочных на воду работ, так и освоение разведанных месторождений). Причем, во многих случаях ошибочные тенденции развития ресурсной базы, обусловленные факторами II группы, были определены факторами I группы.

К основным негативным тенденциям стратегии, зависящим от факторов I группы, могут быть отнесены:

  • ориентировка на расточительное водопользование (норма расчетного водопотребления на одного городского жителя 500 л/сут почти в 2-2.5 раза превышала аналогичные нормы в развитых западных странах);
  • ориентировка на ничем не обоснованный прогноз высокого демографического роста населения страны, приводящего к превышению перспективных потребностей в воде над текущими в несколько раз (как бы предполагалось, что население страны за 25-30 лет возрастет в 2-3 раза);
  • по существу, исключение из рассмотрения экономических факторов при планировании использования подземных вод (питьевая вода – продукт социальный, поэтому она будет добываться независимо от стоимости);
  • отсутствие системы взаимосвязанных законодательных и нормативно-правовых взаимоотношений в сфере недропользования и водопользования и другой, связанной с ним, хозяйственной деятельности (например, самые большие в мире размеры ЗСО водозаборов в полной мере компенсировались несоблюдением их режима во II и III поясе);
  • очень сильный разрыв между регулированием и планированием изучения подземных вод и их использования.

К наиболее значимым недостаткам факторов II группы следует отнести:

  • несогласованность между планами проведения поисково-разведочных работ и освоения месторождений, что приводило к выполнению большого объема поисково-разведочных работ на уровне предварительной и детальной разведки, т.е. на уровне подготовки запасов к промышленному освоению, которые затем не осваивались (т.е. в процессе поисково-разведочных работ основной упор делался на стадию детальной разведки);
  • в условиях существенного завышения не только перспективной, но и текущей потребности в воде были проведены разведки большого объема невостребованных запасов подземных вод промышленных категорий, сопровождавшаяся большим объемом тяжелых буровых и опытных работ, что привело к тому, что в настоящее время остались сотни и тысячи неликвидированных и невостребованных скважин, которые сами оказались потенциальными очагами загрязнения и требуют больших затрат на их ликвидацию;
  • не только при поисковых, но и даже детальных разведочных работах геолого-экономические и технологические проблемы освоения месторождений питьевых вод по существу не рассматривались, в результате чего большое число труднодоступных для освоения или удаленных от потребителя месторождений, разведанных с высокой степенью детальности, в настоящее время нерентабельны для освоения;
  • проблемы исследования качества подземной воды рассматривались только в части соответствия ее директивным к питьевым водам; технологические проблемы водоподготовки (в отличие от всех других типов полезных ископаемых) обычно не прорабатывались, а устанавливались на уровне рекомендаций вне связи с наличием или отсутствием технологий водоподготовки и их стоимости (например, обезфторивание воды и т.п.);
  • в условиях централизации экономики основной упор делался на замену одиночных и автономных водозаборов централизованными, вынос автономных водозаборных узлов и скважин из территорий городов и других населенных пунктов в экологически благополучные территории; эта, хотя в целом и возможно правильная тенденция, вошла в противоречие с экономическими и социальными реалиями жизни, в результате чего в настоящее время количество одиночных водозаборов в сотни и тысячи раз превышает количество централизованных групповых водозаборов. Причем многие одиночные водозаборы находятся в пределах селитебной застройки, где невозможно должным образом организовать ЗСО;
  • как уже отмечалось, из-за очень больших нормативных размеров ЗСО в них намечалось большое количество мероприятий по благоустройству территории и защите подземных вод от загрязнения (обычно утвержденных администрациями без определения источников финансирования), которые в основном не выполнялись; отсутствие должных санкций, в том числе экономических, за загрязнение подземных вод привело во многих случаях к масштабному и часто необратимому их загрязнению;
  • хотя под месторождением подземных вод в настоящее время понимается "пространственно-ограниченная часть водоносной системы…" при подсчете запасов и постановке их на государственный учет, обычно этот пространственный контур не выделялся, что по существу лишает смысла понятие пространственных границ месторождений и их правового закрепления;
  • несмотря на многочисленные постановления значительная часть водозаборов работает на неоцененных запасах, что не позволяет в полной мере реализовать требования к их учету, контролю за эксплуатацией и обеспечить охрану подземных вод от загрязнения и истощения;
  • эксплуатационные запасы подземных вод, учитывая их возобновляемость, во многих случаях, оценивались на неограниченный срок эксплуатации, однако при этом их величина определялась применительно к существующей природной и водохозяйственной обстановке. При этом предполагалось, что при изменении этой обстановки должна быть выполнена переоценка запасов. Однако, на практике это обстоятельство в большинстве случаев не учитывалось, и это привело к тому, что для ряда разведанных месторождений ранее утвержденные запасы практически перестали быть эксплуатационными, но они продолжают оставаться на государственном учете, фиксируются в ежегодно публикуемых бюллетенях и, тем самым, неправильно ориентируют планирование использования подземных вод.

В связи с этим необходимо отказаться от утверждения запасов на неограниченный срок эксплуатации и создать в стране систему периодических переоценок ресурсов и запасов, как это имеет место, например, для твердых полезных ископаемых.

Таким образом, образовался существенный разрыв между уровнем изученности ресурсов подземных вод и подготовленности большой части разведанных эксплуатационных запасов к промышленному освоению, с одной стороны, и реальными условиями их освоения и охраны от загрязнения и истощения, возможностями рационального использования и управлением состоянием подземных вод, с другой.

7. Формирование и реализация новой стратегии развития ресурсной базы должны учитывать как несомненные достижения советской российской гидрогеологической школы в рассматриваемой области, так и перечисленные недостатки, которые не только препятствовали расширению рационального использования подземных вод, но и часто неверно ориентировали развитие изучения подземных вод и стратегии их использования.

Базируясь на вышеизложенном, можно констатировать, что новая современная стратегия развития ресурсной базы питьевых подземных вод, имея своей конечной целью максимально возможное обеспечение потребностей населения и объектов экономики питьевыми подземными водами с целью полного или частичного перевода питьевого водоснабжения на надежно защищенные от загрязнения подземные водоисточники должна обеспечить:

  • рациональное использование выявленного ресурсного потенциала, оцененных и разведанных запасов питьевых подземных вод;
  • контроль за состоянием подземных вод, управление их эксплуатацией и охрану от загрязнения и истощения;
  • наращивание ресурсного потенциала, выявленных и оцененных запасов подземных вод в районах с недостаточным обеспечением подземными водами, мало изученных и вновь осваиваемых территориях;
  • обеспечение инвестиционной привлекаемости вновь выявленных месторождений подземных вод, способной обеспечить их своевременное и эффективное освоение;
  • создание стратегического резерва защищенных от загрязнения подземных вод и соответствующее резервирование земель для обеспечения возможности их последующего освоения.

При формировании новой геолого-экономической стратегии использования питьевых подземных вод, учитывающей в т.ч. технологические проблемы освоения месторождений, мы должны исключить порочный принцип избыточности изучения ресурсов и запасов подземных вод, ограничиваясь необходимой и достаточной степенью их изученности для планирования необходимого соотношения между состоянием изучения и освоения подземных вод с учетом перечисленных выше принципов.

Однако при этом нельзя забывать, что региональные и поисковые гидрогеологические исследования, обеспечивающие оценку ресурсного потенциала подземных вод и его наращивание на вновь осваиваемых территориях, выявление участков его локализации и соответствующих поисковых критериев формирования месторождений подземных вод, особенно в пределах малоизученных территорий, должны опережать их освоение не менее, чем на 15-20 лет.

8. При формировании стратегии развития ресурсной базы подземных вод должны быть учтены следующие основные группы факторов:

  • геолого-гидрогеологические (в т.ч. физико-географические и гидрогеологические);
  • водохозяйственные;
  • законодательные и нормативно-правовые;
  • социально-экологические;
  • технологические;
  • материально-технические;
  • финансово-экономические.

Переходя к их рассмотрению необходимо подчеркнуть, что одним из важнейших условий жизнеспособности любой стратегии и ее правового обеспечения должна быть унификация понятийно-терминологической базы (прежде всего используемой в правовом поле). В рассматриваемом случае это в первую очередь относится к таким понятиям, как эксплуатационные запасы и прогнозные ресурсы, месторождения подземных вод и эксплуатационные участки и т.п.).

Не ставя своей целью в данной статье упорядочить терминологию, отметим, что разграничение между указанными понятиями должно проходить, прежде всего, по геолого-экономическим критериям (в т.ч. технологическим): прогнозные ресурсы предлагается рассматривать как понятие геологическое, а эксплуатационные запасы – как геолого-экономическое. Несомненно геолого-экономическим является понятие "месторождение подземных вод", а эксплуатационный участок (автономный эксплуатационный участок) – понятие водохозяйственное и экономическое.

8.1. Геолого-гидрогеологические факторы являются, безусловно, определяющими базисными во всей системе изучения ресурсов подземных вод и расширения их использования, т.к. они по существу являются основанием наличия или отсутствия такого товарного продукта как "подземные воды". В эту группу факторов, естественно, входят природные физико-географические условия, определяющие условия питания подземных вод и формирования их эксплуатационных запасов. Здесь следует, в первую очередь, учитывать существующую изученность ресурсов и запасов подземных вод, имеющиеся перспективы их наращивания, гидрохимический облик подземных вод и их соответствие или несоответствие современным требованиям к питьевой воде.

При анализе ресурсной базы питьевых подземных вод необходимо учитывать их следующие особенности как полезного ископаемого, вытекающие из их двойственной природы как части недр, с одной стороны, и части общих водных ресурсов суши, с другой:

  • восполняемость (возобновляемость) полная или частичная;
  • возможность изменения качества подземных вод под влиянием антропогенных факторов (загрязнение);
  • возможность изменения качества подземных вод при эксплуатации за счет подтягивания некондиционных природных вод;
  • возможность изменения количества и качества подземных вод при изменении водохозяйственной обстановки; а также в периоды резкого изменения водности.

Кроме того подземные воды – это единственное полезное ископаемое, величина эксплуатационных запасов которых и их качество на одном участке (месторождении) зависит от их величины на других участках, находящихся в гидродинамическом взаимодействии.

Таким образом, свойства подземных вод как полезного ископаемого, а также величина их запасов (в отличие от всех других видов полезных ископаемых) могут меняться в процессе их добычи как под влиянием собственно разработки месторождений подземных вод, так и внешних факторов, не зависящих от условий разработки.

8.2. Водохозяйственные факторы определяют текущую и перспективную потребность в воде. Они должны быть направлены на внедрение ресурсосберегающих технологий водопользования и водопотребления, учитывать стратегию перевода объектов водопотребления на подземные водоисточники, создание резервных водоисточников, в т.ч. стратегического резерва, сохранение качества природной воды при ее транспортировке от водоисточников до воопотребителя.

К этой группе факторов относятся условия сброса воды после использования и учет сбросных вод в общем водохозяйственном балансе (производится ли забор и сброс воды в одном речном бассейне или в разных, доля безвозвратных потерь в общем водохозяйственном балансе и т.п.).

8.3. Законодательные и нормативно-правовые факторы определяют правовые взаимоотношения между недровладельцами (в лице государства) и недропользователями, с одной стороны, и государственную политику в области изучения и рационального использования подземных вод, охраны их от истощения и загрязнения, основы государственной политики в области управления изучением и использованием подземных вод, а также другие нормативно-методические вопросы этой проблемы, с другой. При этом различные надведомственные и внутриведомственные подзаконные акты должны быть увязаны в единую систему.

8.4. Социально-экологические факторы должны рассматриваться в двух аспектах:

  • непосредственная социально-экологическая значимость подземных вод как ресурса первой необходимости для населения, причем качество этого ресурса должно соответствовать директивным требованиям к питьевой воде, с учетом необходимости обеспечения минимальных потребностей человека в период чрезвычайных ситуаций, а также санитарная охрана источников подземных вод, как важнейший фактор обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • экологические аспекты добычи подземных вод, связанные с влиянием водоотбора на другие компоненты природной среды.

Во втором аспекте следует учитывать, что под влиянием водоотбора воронка депрессии может распространяться на десятки и сотни километров, причем водоотбор на одном участке может затрагивать интересы недропользователей на других участках.

Это особенно касается взаимоотношения крупных и мелких недропользователей (централизованные и одиночные водозаборы). Причем факторы групп 8.3 и 8.4 здесь взаимно пересекаются и должны быть увязаны между собой.

8.5. Технологические факторы обеспечения добычи подземных вод и доведения их качества до нормативных стандартов, соответствующих требованиям к питьевой воде, должны соответствовать по степени проработки уровню разработки этих вопросов при добыче других видов полезных ископаемых, в т.ч. промышленных и теплоэнергетических подземных вод.

При этом технологические факторы должны исследоваться на стадии поисков, оценки и разведки, т.к. без решения вопросов технологии добычи подземных вод и их водоподготовки, они не могут в полном объеме рассматриваться как полезное ископаемое.

При этом качество подземных вод должно быть изучено в степени, обеспечивающей возможность выбора или разработки (при необходимости) оптимальных методов водоподготовки.

8.6. Материально-технические факторы в данном аспекте аналогичны указанным факторам при оценке и освоении других видов полезных ископаемых, т.е. имеющиеся материальные и технические ресурсы должны обеспечить возможность проведения поисково-разведочных работ, освоения разведанных месторождений и транспортировки воды по магистральным сетям до водопотребителя без потери их свойств как питьевой воды (см. п.8.5 – технологические факторы).

8.7. Финансово-экономические факторы определяют рентабельность добычи, транспортировки и реализации подземных вод как товарного продукта. В этом смысле необходима геолого-экономическая оценка месторождений и денежная оценка единицы реализации подземных вод на стадии завершения геологического изучения месторождений. Только при таком подходе может быть обеспечена инвестиционная привлекательность освоения месторождений подземных вод.

Если рассматривать подземные воды как полезное ископаемое, являющееся товарной продукцией, то геолого-экономическая оценка месторождений подземных вод и, например, газа должны быть идентичны.

Вода, в т.ч. подземная, подаваемая населению, должна рассматриваться наравне с электроэнергией, газом как товарная продукция.

Как и по отношению к любой другой товарной продукции к подземным водам может быть применима процедура страхования рисков.

Таким образом, мы рассмотрели совокупность факторов, определяющих выбор стратегии развития и использования ресурсной базы подземных вод в первой половине XXI века.

Не останавливаясь на общесистемных вопросах изучения и использования ресурсов и запасов подземных вод, выделим ряд особенностей подземных вод, определяющих стратегию развития ее ресурсной базы и их освоения:

1. Питьевые подземные воды, безусловно, следует рассматривать как полезное ископаемое, добыча которого не может быть осуществлена другим способом как через доступ в недра.

2. Питьевые подземные воды являются частью общих водных ресурсов суши и планирование их использования должно осуществляться в рамках схем комплексного использования и охраны водных ресурсов.

3. Подземные питьевые воды как и другие виды полезных ископаемых, а также другие продукты жизнеобеспечения населения, должны рассматриваться как товар, производимый и реализуемый в условиях рыночной экономики. В этой связи подлежит предварительной оценке на различных стадиях изучения недр не только количество и качество подземных вод, но и их стоимость.

Оцененные к настоящему времени и не переданные недропользователям месторождения подземных вод, находящиеся в нераспределенном фонде, должны быть также оценены в денежной форме. Стоимость эксплуатируемых на неоцененных участках подземных вод не может быть определена без процедуры оценки их эксплуатационных запасов.

4. В этой связи, как и для других видов полезных ископаемых, возникает вопрос о капитализации запасов подземных вод.

Создание достоверной базы для проведения такой капитализации невозможно без унификации современных представлений о различных категориях прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов подземных вод, обеспечивающих инвестиционную привлекаемость их освоения.

При этом надо учитывать ряд особенностей подземных вод, связанных с условиями их распространения и освоения:

  • широкое, а во многих регионах и практически повсеместное распространение;
  • целесообразность освоения в непосредственной близости от потребителя (т.е. месторождение подземных вод рентабельное для близрасположенного потребителя может оказаться нерентабельным для более удаленного);
  • ограниченное расстояние [3] между объектами добычи подземных вод и их водопотребления, при подаче воды к водопотребителю по трубопроводам;
  • при выборе участка для добычи подземных вод приоритетность (во многих случаях) негеологических факторов над геологическими; имеются в виду землеотвод, расстояние до потребителя, удобство водоподачи, соотношение экономических и технологических факторов, определяющих целесообразность создания централизованных групповых или, напротив, автономных децентрализованных водозаборов с учетом потребности в воде и требований к водоподготовке;
  • как уже отмечалось выше непосредственная зависимость условий и рентабельность добычи воды на одних участках от условий их эксплуатации на других;
  • антропогенная и водохозяйственная обстановка на участке планируемой добычи и возможность и условия создания зоны санитарной охраны.

8.8. С учетом перечисленных негеологических факторов именно они могут определять в первую очередь рентабельность освоения и инвестиционную привлекательность тех или иных выявленных или разведанных месторождений (участков) подземных вод по сравнению с традиционными геологическими факторами.

В то же время в районах широкого развития многолетнемерзлых пород, аридных и полуаридных районах страны с преобладанием соленых и солоноватых вод, солеродных артезианских бассейнах, горной местности, т.е. районах с выраженным локальным и очаговым распространением пресных подземных вод, несомненно приоритетными окажутся геологические факторы даже в весьма трудных условиях освоения месторождений подземных вод на Крайнем Севере и необходимости транспортировки подземных вод на большие расстояния.

9. Таким образом, с учетом "Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", требований Водного Кодекса Российской Федерации и современного состояния изученности и использования ресурсной базы питьевых подземных вод можно сформулировать основные стратегические принципы ее развития на рассматриваемый период, обеспечивающие решение стратегических задач перечисленных в п.7 настоящей статьи.

Эти основные принципы сводятся к следующему:

  • оценка современного состояния изученности и использования питьевых подземных вод, в т.ч. завершение создания системы его мониторинга;
  • создание современной нормативно-правовой и нормативно-методической базы изучения и использования подземных вод;
  • геолого-экономическая оценка (денежная оценка) месторождения питьевых подземных вод и их капитализация;
  • развитие, наращивание и расширение созданной к настоящему времени ресурсной базы питьевых подземных вод, в т.ч. создание стратегического резерва их ресурсов и запасов;
  • внедрение в практику геолого-разведочных работ и освоения месторождений достижений научно-технического прогресса и научно-методическое обеспечение геологического процесса;
  • разработка и реализация мероприятий по охране подземных вод от загрязнения и истощения;
  • обеспечение привлечения инвестиционных ресурсов для изучения и освоения ресурсной базы питьевых подземных вод.

9.1. Оценка современного состояния изученности и использования ресурсной базы подземных вод, включая оцененные в разное время и по другим принципам прогнозные ресурсы и эксплуатационные запасы подземных вод.

Это направление является важнейшим на ближайшие 5-10 лет и включает в себя:

  • унификацию принципиального учета всех составляющих ресурсного потенциала, в т.ч. прогнозных ресурсов, выявленных, оцененных, разведанных и освоенных (полностью или частично) запасов подземных вод, и ведение на этой основе единого баланса прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов подземных вод;
  • последующую переквалификацию всех ранее оцененных прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов на основе их новой Классификации, учитывающей как геологические, так и технико-экономические ( в т.ч. технологические) аспекты их освоения, построенной как с учетом Классификаций других видов полезных ископаемых в России и развитых зарубежных странах, так и особенностей подземных вод как полезного ископаемого;
  • создание государственной системы периодических переоценок (например, один раз в 5-10 лет) текущего состояния прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов питьевых подземных вод;
  • "расчистку" нераспределенного фонда эксплуатационных запасов подземных вод с выведением части из них в забалансовые или снятие с баланса оцененных запасов, для создания условий для стимулирования добычи подземных вод на других участках более востребованных и рентабельных для освоения, включая оценку состояния месторождений подземных вод (нераспределенного фонда) и аудит ранее утвержденных запасов. По результатам этих работ должна быть определена целесообразность эксплуатации неосвоенных месторождений подземных вод, проведения дополнительных гидрогеологических исследований, главным образом, для доизучения качества подземных вод в соответствии с новыми требованиями и переоценки, при необходимости, эксплуатационных запасов на месторождениях, планируемых к освоению. Для месторождений, освоение которых в ближайшие 15-20 лет не планируется, необходима процедура снятия их с государственного учета или перевода балансовых запасов в забалансовые. Это особенно важно для тех месторождений, сохранение балансовых запасов по которым затрудняет или делает невозможным создание водозаборов подземных вод на других площадях, где это диктуется потребностями населения, или разработку месторождений других полезных ископаемых.

Реализация этих задач возможна только на основе создания объективных правовых и геолого-экономических основ независимого аудита прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов подземных вод.

Проведение работ по оценке состояния эксплуатируемых месторождений и аудиту ранее утвержденных на них эксплуатационных запасов, и, при необходимости, их переоценки, в связи с тем, что на многих эксплуатируемых месторождениях подземных вод окончился срок, на который были утверждены запасы подземных вод, произошло ухудшение качества воды, изменилась санитарная, водохозяйственная обстановка, а также изменились требования к качеству питьевых вод.

  • разработку принципов выделения пространственных границ ранее выявленных месторождений подземных вод, как эксплуатируемых, так и неэксплуатируемых, их выделение и нормативно-правовое закрепление в системе государственного учета; при этом должна быть установлена граница разделения месторождений подземных вод и автономных участков, эксплуатируемых одиночными водозаборами, и их четкое разграничение в системе изучения и учета;
  • оценка эксплуатационных запасов участков недр эксплуатируемых одиночными и групповыми водозаборами без оценки запасов и их последующей государственной экспертизы.

В настоящее время более половины отбора подземных вод осуществляется на участках недр, эксплуатационные запасы которых не были оценены и не прошли государственную экспертизу. Это противоречит требованиям Закона Российской Федерации "О недрах" и существенно затрудняет ведение государственного учета подземных вод и лицензирование пользования недрами. Особенно это относится к многочисленным нецентрализованным одиночным водозаборам (одиночным скважинам и малым групповым водозаборам, состоящим из 2-3-х скважин), количество которых многократно превышает количество крупных групповых водозаборов. Ранее оценка эксплуатационных запасов подземных вод таких одиночных водозаборов практически не проводилась, так как по действующим до 1992 года нормативным документам государственная экспертиза запасов по участкам таких водозаборов не требовалась. В связи с этим возникает трудоемкая и масштабная задача оценки эксплуатационных запасов подземных вод на участках действующих водозаборов с ранее не оцененными запасами.

С этой задачей органично связана необходимость оценки эксплуатационных запасов подземных вод на отдельных площадях, главным образом, в пределах городов и городских агломераций, где в условиях взаимодействия эксплуатируется большое количество групповых и одиночных водозаборов как в пределах разведанных месторождений, так и на участках с неоцененными эксплуатационными запасами подземных вод.

При этом необходимо отметить, что без выполнения работ по оценке запасов участков недр, эксплуатируемых на неоцененных запасах, невозможно создание единой системы учета и оценки состояния ресурсной базы страны.

В связи с тем, что на протяжении последних 25-30 лет эта задача выдвигалась неоднократно, но до сих пор не решена, должны быть резко усилены правовые и фискальные методы воздействия на недропользователей, осуществляющих добычу подземных вод на участках с неоцененными запасами.

9.2. Конечным этапом оценки современного состояния изученности и использованием подземных вод должно стать завершение создания системы мониторинга подземных вод как инструмента, обеспечивающего контроль за текущим состоянием подземных вод, рациональным использованием их ресурсного потенциала, управление их эксплуатацией и охрану от загрязнения и истощения.

Учитывая изменение показателей подземных вод, в том числе их ресурсов и запасов во времени, именно данные мониторинга должны явиться основой для оценки состояния месторождений подземных вод и переоценки их эксплуатационных запасов. В этом плане серьезную роль должно сыграть создание новых и совершенствование существующих локальных сетей недропользователей, водопользователей и других субъектов хозяйственной деятельности, оказывающих влияние на состояние подземных вод. В настоящее время количество пунктов наблюдений локальных сетей составляет всего 20% от общего количества наблюдательных пунктов. Причиной указанной ситуации является недостаточная нормативная база, обязывающая субъекты хозяйственной деятельности проводить мониторинг подземных вод в зоне влияния их деятельности. Кроме развития локальных сетей требуется также оптимизация государственной опорной наблюдательной сети.

Ведение мониторинга подземных вод имеет особое значение для питьевых подземных вод, так как именно эти воды подвержены наибольшим изменениям как в качественном, так и количественном отношении. Последнее обстоятельство вызывает необходимость периодической корректировки эксплуатационных запасов подземных вод, что может быть наиболее достоверно и оперативно проведено только по данным мониторинга. Причем проблема охраны подземных вод от загрязнения на многих участках становится первостепенной. Учитывая неотвратимость процессов загрязнения подземных вод в особо сложных случаях эта проблема может сопровождаться катастрофическими последствиями.

Таким образом, целенаправленное использование данных мониторинга подземных вод позволит существенно повысить эффективность гидрогеологических исследований по развитию ресурсов питьевых подземных вод и достоверность их результатов.

Нуждается в соответствующем реформировании и система государственного учета подземных вод и их использования, которая должна рассматриваться как составная часть их мониторинга.

9.3. Реализация стратегии оценки состояния и развития ресурсной базы питьевых подземных вод невозможна без упорядочения и совершенствования законодательной и нормативно-методической базы изучения и использования подземных вод. Необходимо отметить, что многие действующие нормативные документы, регламентирующие эти вопросы созданы еще в Советском Союзе при существовании другой социально-экономической и политической системы или в основных своих положениях унаследованы от того периода, хотя и по времени ввода в действие обновлены. Здесь требуется создание единого унифицированного правового и нормативного поля.

Двойственный характер питьевых подземных вод, которые одновременно являются, как уже указывалось, важнейшим стратегическим полезным ископаемым и частью общих водных ресурсов, участвующей в общем круговороте воды в природе, предопределил их отнесение под юрисдикцию сразу двух отраслей законодательства – о недрах и водного. Вместе с тем, в базовых законах этих отраслей (Закон Российской Федерации "О недрах" и Водный Кодекс Российской Федерации) содержится ряд противоречивых требований, особенно по механизму предоставления в пользование участков недр (подземных водных объектов) для добычи подземных вод и платежам при их пользовании.

В связи с этим необходимо в срочном порядке провести согласование этих требований путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Водный Кодекс Российской Федерации. Однако внесение поправок – это только временное паллиативное решение проблемы. Учитывая все возрастающую роль подземных вод и их специфические отличия, как от поверхностных вод, так и от других видов полезных ископаемых, кардинальное решение проблемы правового регулирования изучения, использования и охраны подземных вод заключается в принятии специального Закона Российской Федерации "Об использовании и охране подземных вод".

Первая редакция такого закона была подготовлена ГИДЭК (руководитель разработки Л.С.Язвин) по заданию Роскомнедра еще в 2000г., и она может рассматриваться как первичная основа для последующей законодательной работы над этим законом.

Кроме того, требуется переработка и совершенствование целого ряда подзаконных актов. Здесь в первую очередь следует отметить Классификацию эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод, Положение о государственном учете подземных вод, Положение об охране подземных вод и ряд других документов.

Особое место в этом ряду занимает необходимость создания и утверждения новой современной Классификации прогнозных ресурсов и эксплуатационных запасов подземных вод.

Такие Классификации разрабатываются в настоящее время для всех видов полезных ископаемых и должны быть увязаны как с реалиями проведения геологоразведочных работ в России, так и с аналогичными зарубежными Классификациями. Новая Классификация твердых полезных ископаемых должна обеспечить прежде всего необходимые предпосылки для капитализации ресурсов и запасов как одной из форм привлечения инвестиций в минерально-сырьевую сферу, а также для формирования экономической базы недропользования на рентной основе (А.И.Кривцов и др., 2003г.).

Это, безусловно, должно относиться к подземным водам. В отличие от ранее принятого отношения к питьевым подземным водам новая Классификация должна носить двухмерный характер, учитывая состояние как геологической, так и геолого-экономической (включая технологическую) изученности.

Этот документ должен сопровождаться новой "Инструкцией по применению "Классификации" и новым "Положением о порядке проведения геолого-разведочных работ по этапам и стадиям (пресные подземные воды)".

В целом требуется разработать перечень необходимых правовых актов и нормативно-методических документов в области регулирования изучения и использования подземных вод и совершенствования их научно-методических основ.

Таким образом можно констатировать, что раздел "Правовые основы изучения, использования и охраны подземных вод" должен в ближайшие годы получить научно-методическое и нормативное обоснование.

9.4. Геолого-экономическая оценка эксплуатационных запасов пресных подземных вод является ключевым направлением новой стратегии развития их ресурсной базы. В ряду основных положений этого направления следует перечислить:

  • собственно геолого-экономическую оценку эксплуатационных запасов подземных вод;
  • оценку стоимости выявленных, оцененных и разведанных месторождений подземных вод распределенного и нераспределенного фонда (денежная оценка) и их инвестиционной привлекаемости;
  • создание основ капитализации ресурсов и запасов подземных вод и принципов рентной основы их добычи;
  • разработку системы страхования неопределенности (оценка страховых рисков) в зависимости от рационального уровня изученности месторождений подземных вод.

Ранее, во время Советского Союза при централизованной экономике, как уже отмечалось, вопросам геолого-экономической оценки питьевых подземных вод не уделялось достаточного внимания, так как питьевые воды считались социально значимым продуктом, при оценке которого экономические вопросы играют второстепенную роль. На современном этапе с ведением платности водопользования это положение должно кардинально измениться. Питьевые подземные воды, как и все другие полезные ископаемые, должны иметь стоимость, а участки недр, предназначенные для добычи подземных вод, - обязательно проходить геолого-экономическую оценку. Роль экономических факторов при оценке эксплуатационных запасов питьевых подземных вод несомненно все время будет увеличиваться, так как по мере осуществления жилищно-коммунальной реформы подземные воды будут иметь весьма высокую инвестиционную привлекательность. В связи с усилением роли экономических факторов на повестку дня может быть поставлен вопрос о целесообразности определения кондиций, при которых эксплуатация подземных вод может быть признана рациональной. Такая процедура может иметь особое значение для сложных гидрогеологических условий, когда требуется очистка добываемых подземных вод, или при большом расстоянии от источника водоснабжения до водопотребителя.

9.5. Наращивание ресурсного потенциала, в т.ч. выявление новых участков его локализации, прогнозирование наличия, выявление, оценка и разведка новых месторождений подземных вод, наряду с переоценкой запасов ранее оцененных и наращивание их запасов на флангах и на глубину остается одной из постоянных и основополагающих задач любой стратегии развития ресурсной базы. В этой области, как и во второй половине XX века, выделяются две основополагающие задачи:

  • региональная оценка ресурсного потенциала питьевых подземных вод и участков его локализации;
  • выявление, оценка, разведка и освоение новых месторождений подземных вод

Оба эти направления традиционны и наиболее разработаны в российской гидрогеологии. и хотя региональные оценки проводились уже по отдельным артезианским бассейнам и гидрогеологическим районам по 3-4 раза, они требуют периодического повторения (не реже, чем через 15-20 лет) в связи с повышением состояния изученности подземных вод, изменением антропогенной и водохозяйственной обстановки, величины добычи подземных вод. Вместе с тем по многим вновь осваиваемым и малоизученным районам, где ранее такие оценки не проводились, они должны выполняться на базе вновь получаемых материалов, в т.ч. и на основе научных гипотез и построений, подкрепленных ограниченным фактическим материалом на отдельных изученных участках.

При этом следует учитывать, что работы по наращиванию ресурсного потенциала в хорошо освоенных районах, характеризующихся непрерывным размещением водопотребителей, и в слабообжитых районах с очень невысокой плотностью размещения населенных пунктов, должны иметь различный характер.

Следует также иметь в виду, что при региональной оценке (переоценке) ресурсного потенциала в хорошо освоенных районах задача прироста ресурсов и запасов подземных вод во многих случаях и не должна ставиться. Речь должна идти об уточнении ресурсов и запасов с учетом современных требований, в том числе к качеству подземных вод. В то же время для слабообжитых районов и населенных пунктов, не имеющих разведанных запасов подземных вод, основной задачей является обоснование прироста ресурсов и запасов.

Выявление и оценка новых месторождений определяется:

  • появлением новых объектов водопотребления во вновь осваиваемых, малоизученных районах;
  • отсутствием выявленных и оцененных месторождений подземных вод для целого ряда городов и сельских населенных пунктов;
  • невозможностью освоения ранее разведанных месторождений по технологическим, технико-экономическим причинам, несоответствия их качества современным требованиям и т.п.;
  • необходимостью создания резервного стратегического фонда ресурсов и запасов подземных вод.

На современном этапе геолого-разведочного процесса центр тяжести переносится в сторону ранних стадий – выявления месторождений с оценкой их выявленных (вероятных) запасов по категории С2, реже на участках первоочередного освоения – их оценка по категории С1.

Дальнейшее повышение изученности должно осуществляться только при наличии конкретного недропользователя, а геолого-экономическая оценка вновь выявленных месторождений производиться на самой ранней стадии оценки запасов по категории С2.

При этом последующий геолого-разведочный процесс должен регламентироваться взаимоотношениями между недровладельцами, недропользователями и инвесторами, и нормами их правового регулирования.

Соответственно на стадиях выявления и оценки месторождений должен повышаться удельный вес интеллектуального геологического труда (в частности модельного сопровождения ГРР) при уменьшении доли буровых и опытных работ.

Проведение поисково-оценочных и разведочных работ на новых участках должно быть ориентировано на обоснование полного или частичного водоснабжения городов, поселков и сельских населенных пунктов, в том числе в период чрезвычайных ситуаций, за счет надежно защищенных от загрязнения подземных вод. В первую очередь такие работы должны быть проведены для городов и населенных пунктов, либо не имеющих разведанных источников подземного водоснабжения, либо а тех случаях, когда такие источники имеются, но они практически не защищены от загрязнения.

Такие работы должны быть нацелены на организацию резервного водоснабжения в период чрезвычайных ситуаций, однако при положительных результатах подземные воды могут и должны использоваться и в штатный период. Так как в подавляющем большинстве случаев ресурсы подземных вод являются восполняемыми, понятие "резервный источник водоснабжения" не следует понимать как источник, эксплуатация которого целесообразна только в отдельные периоды, а все остальное время подземные воды должны сохраняться в недрах. Роль подземных вод, как резервного источника, заключается в том, что при наступлении периода чрезвычайных ситуаций они остаются единственным источником водоснабжения. В связи с этим для населенных пунктов, не имеющих разведанных, надежно защищенных от загрязнения подземных источников водоснабжения, необходима, как уже отмечалось, постановка соответствующих поисковых работ для выделения перспективных участков, по результатам которых должен быть решен важнейший вопрос резервирования земель, в пределах которых может быть осуществлено строительство водозабора и создание первого пояса зоны его санитарной охраны, а также обеспечено проведение мероприятий по охране подземных вод от загрязнения и истощения. Как показывают расчеты водоснабженческих организаций, такие резервные водозаборы подземных вод должны обеспечить 25-30% производительности системы хозяйственно-питьевого водоснабжения в штатный период. В этих условиях хозяйственно-питьевое водоснабжение населения в районах с дефицитом подземных вод должно быть основано на совместном использовании поверхностных и подземных вод.

При этом уже на ранних стадиях геолого-разведочного процесса целесообразно рассматривать возможность форсированной эксплуатации месторождений подземных вод в маловодные периоды, когда водозабор из поверхностных вод должен быть сокращен или существенно ограничен.

Аналогичный форсированный режим эксплуатации подземных вод может быть реализован при периодическом загрязнении поверхностных вод.

В то же время следует иметь в виду, что для ряда городов в связи с отсутствием достаточных запасов кондиционных по качеству подземных вод, необходимо решать автономно проблемы именно питьевого водоснабжения, а не хозяйственно-питьевого водоснабжения. Несомненно, оптимальным способом организации автономного питьевого водоснабжения является подача в жилые дома по отдельному водопроводу экологически чистых питьевых вод, отбираемых из надежно защищенного от загрязнения подземного водоисточника. Однако в связи с техническими сложностями и необходимостью огромных капитальных затрат этот способ может рассматриваться как возможный к реализации только в весьма отдаленной перспективе.

В связи с этим в качестве одного из основных видов автономного питьевого водоснабжения (в период чрезвычайных ситуаций) можно рассматривать строительство небольших водозаборов экологически чистых подземных вод с организацией их доставки населению через уличные колонки, бюветы, транспортными средствами, а также путем их расфасовки в емкости и последующей реализации. В последние годы в России развиваются предприятия по бутылированию питьевых вод, однако это мероприятие носит чисто коммерческий характер и, в связи с высокой стоимостью, такая вода недоступна для большей части населения. Однако, бутылированная вода может использоваться для создания страховых запасов, а, кроме того, в условиях пользования недрами при выдаче соответствующей лицензии может быть установлено, что в период чрезвычайных ситуаций добываемая вода должна использоваться для питьевого водоснабжения населения на льготных условиях. В связи с вышеизложенным, для таких городов требуется проведение поисково-оценочных и разведочных работ для обоснования строительства небольших водозаборов экологически чистых питьевых вод.

9.6. Рассмотренная стратегия может быть эффективно реализована только при внедрении в практику изучения и освоения месторождений питьевых подземных вод современных научно-технических достижений, а также обеспечении опережающего проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

В качестве основных направлений таких работ можно выделить:

  • научное обоснование современной правовой и нормативно-методической базы изучения и использования подземных вод;
  • разработку научных основ и методики установления пространственных границ месторождений подземных вод и других участков недр, для которых осуществляется оценка эксплуатационных запасов подземных вод;
  • совершенствование научно-методических основ и методики проведения поисково-разведочных работ и оценки эксплуатационных запасов подземных вод, включая работы по изучению процессов формирования подземных вод и их качества под влиянием природных и техногенных факторов, особенно на инфильтрационных водозаборах, использование современных геофизических, геохимических методов и методов математического моделирования с использованием новейших компьютерных технологий и информационных систем;
  • совершенствование методов ведения мониторинга подземных вод и использования его данных для оценки состояния месторождений питьевых вод и переоценки их эксплуатационных запасов. Создание сети специальных полигонов для изучения процессов формирования подземных вод и их качества, в т.ч. – на объектах интенсивной эксплуатации подземных вод, в рамках мониторинга подземных вод;
  • разработку методологии оценки риска получения некондиционных по качеству подземных вод и возникновения других негативных явлений при их эксплуатации, создание на этой основе системы страхования рисков;
  • совершенствование методов оценки влияния отбора подземных вод на окружающую природную среду, включая методы эколого-гидрогеологического моделирования;

Недостаточная разработанность этих вопросов часто является причиной завышенной, как показывает многолетняя практика, опасений экологов и служит основой для политических спекуляций, особенно усиливающихся в предвыборные периоды.

  • разработку методов геолого-экономической оценки месторождений питьевых подземных вод;
  • совершенствование методики оценки защищенности подземных вод от загрязнения и выделение границ отдельных поясов ЗСО; последнее обстоятельство имеет особое значение, так как выделение зоны санитарной охраны связано с отчуждением земель, что во многих случаях вызывает значительные сложности социального и экономического характера. В связи с этим достоверность оценки защищенности подземных вод приобретает весьма важное значение. В то же время такая оценка до сих пор носит чисто качественный характер, при котором практически не учитывается действие различных гидрогеохимических барьеров, что приводит во многих случаях к резкому завышению размеров зоны санитарной охраны.

В целом следует стремиться к разумному сокращению отдельных поясов ЗСО, стремясь приблизить российские критерии их выделения к зарубежным.

9.7. Существенным направлением стратегии развития ресурсов, питьевых подземных вод является осуществление мероприятий по их охране от загрязнения и истощения. Здесь наряду с профилактическими водоохранными мероприятиями необходимо отметить специальные водозащитные мероприятия, в составе которых важнейшую роль играет ликвидация скважин и других горных выработок, выполнивших свое назначение и являющихся путями проникновения загрязняющих веществ в водоносные горизонты или приводящих к истощению запасов подземных вод (самоизливающие скважины).

10. Финансовое обеспечение рассмотренной стратегии развития ресурсной базы питьевых подземных вод должно осуществляться на ранних стадиях преимущественно из бюджетов разных уровней (федерального, территориальных и муниципальных) с существенным повышением доли инвестиционных ресурсов по мере продвижения геолого-разведочного процесса к более поздним стадиям. В перспективе через 10-15 лет оценка, разведка и освоение месторождений подземных вод должно производиться преимущественно на коммерческой основе. Этому должна способствовать капитализация месторождений питьевых подземных вод.

 



[1] Подробная характеристика содержания и результатов этой работы приведена в статье Л.С.Язвина "Оценка прогнозных ресурсов питьевых подземных вод и обеспеченность населения России подземными водами для хозяйственно-питьевого водоснабжения" в настоящем номере журнала.

[2] Поскольку подземные воды, учитывая их двойственный характер, относятся одновременно к сфере недро- и водопользования, авторы считают, что изучение и добыча подземных вод относятся к сфере недропользования, т.к. не могут быть реализованы без доступа в недра, а использование добытых из недр вод и сброс использованных подземных вод – к сфере водопользования.

[3] Здесь не имеется в виду транспортировка бутылированной воды или расфасованной в другие емкости автомобильным или железнодорожным транспортом.